- из истории школы
- воспоминания и размышления учителей

Глебский Леонид Фёдорович,
директор школы

Для меня школа начиналась не в сентябре, а в апреле 80-ого года. Тогда я был назначен на должность директора школы – новостройки. Пришлось работать и за прораба, и за снабженца, и за грузчика. Хотелось сделать школу такой, чтоб она соответствовала требованиям времени. Правда, проблема заключалась в том, что кто-то забыл подать заявку на оборудование для новой школы. В областном отделе образования даже и не знали, что в поселке строится новая школа. Пришлось привезти руководителей облОНО, чтобы они убедились в данном факте. А ведь тогда все планировалось: что кому и сколько! Вот и приходилось мне всякими правдами и неправдами добывать оборудование и мебель.

А когда я вспоминаю о том, как начинал работать коллектив, в моей памяти сразу возникает образ Н. Б. Кутишенко. Она, тогда учитель музыки, идет в спортивном костюме с ведром в руке, а в ведре ключи от классов. Началась генеральная уборка помещений, и Наталья Борисовна открывает этими ключами классы. В коридорах дети, родители, учителя. У всех радостные лица, все в каком-то феерическом настроении. Первый субботник! Помню, что все работали с радостью. А 31 августа состоялась первая линейка. Прошла она многолюдно и торжественно. Строители вручили нам символический ключ, и ребята устремились в классы знакомиться с новой школой. А уже 1-ого сентября звенели звонки на уроки.

А вообще, размышляя о школе, снова и снова анализирую свою работу и работу своих коллег. И думаю, мне повезло. Если бы начинать заново, без колебаний бы взял в свою команду всех, кого сегодня уже можно назвать ветеранами.

О Марии Андреевне Черневой, учительнице начальных классов, к сожалению рано ушедшей из жизни, о ее беззаветной верности професии, о ее стремлении найти новую методику обучения и воспитания ребят, о ее любви к детям можно написать свою педагогическую поэму.

Если бы в восьмидесятых годах проводились конкурсы «Учитель года», то Людмила Владимировна Дрожжина, отличник просвещения СССР, отличник просвещения РСФСР, была бы обязательно в числе финалистов. Быть хорошим учителем – мало просто любить детей. Надо быть обязательно профессионалом в своем деле, то есть блестяще знать свой предмет, теорию педагогики и методики, надо владеть искусством общения с детьми. И надо быть личностью! А Дрожжина Л.В. именно такой педагог. И вообще «начальниками» (так я называю учителей начальных классов) в нашей школе всегда работали и работают замечательные педагоги.

Уверен, что и об учителях, работающих в среднем и старшем звене, наши выпускники вспоминают с чувством признательности.

 

Ершова Анна Ефимовна,
учитель английского языка

В 80-ом году среди нас, учителей, было много разговоров: кто из нас будет работать в новой школе, кто будет директором, как будут оснащены учебные кабинеты и т.п. Летом 80-ого года мы с Плотниковой А.М. и Черневой М.А. решили посмотреть строящуюся школу. С трудом пробирались среди строительного мусора по коридорам, заглядывали в классы и гадали, какой это будет кабинет. Надо сказать, стройка не произвела на нас впечатления. Мы не могли себе представить, что наша alma mater будет такой красивой, светлой и просторной.

Сколько надежд, дерзновенных идей мы, учителя, связывали с нашей новой школой. Ведь нам тогда было по 30 лет. Те, кому сегодня тридцать, могут представить себе нашу энергию, задор и огромное желание сделать мир и окружающих нас детей лучше, чище, в нравственном смысле этого слова, и добрее.

Помню, когда распределяли кабинеты, я была огорчена. Расстроилась, что мой кабинет английского языка такой маленький и окнами на северную сторону. Преимущества этого кабинета я поняла позже: все ученики прямо перед тобой, ну, а во время ремонта ... о преимуществах и говорить нечего. Но моя мечта поработать в лингафонном кабинете, кажется, должна была осуществиться, и поэтому мое настроение было, в общем-то, радостным и приподнятым. Однако в самом начале учебного года я попала в больницу и вышла на работу только в апреле. И поэтому 80-ый запомнился мне, прежде всего, нашими выпускниками. Навсегда запомнилось старание Андрияновой Ольги, Дегтяревой Ларисы, Мурашовой Елены, Скворцовой Галины, Сычевой Натальи, Гавритухиной Елены, Гайсиной Ларисы, Давлетчиной Ларисы, Мажулы Татьяны, Сынтина Анатолия, Трубинова Евгения, Чепурных Татьяны.

В конце года они оказались в очень трудных условиях. За полтора месяца надо было пройти годовую программу. Ведь тогда иностранный язык сдавали все выпускники в обязательном порядке. Я была в отчаянии, но ребята меня подбадривали и успокаивали: “Мы все выучим, Анна Ефимовна, за нас не беспокойтесь...” И все сдали экзамен, да еще как хорошо!

Спасибо судьбе за то, что она нас свела с этими ребятами в первый год работы школы!

 

Фисенко Ирина Андреевна,
учитель русского языка и литературы

Я хорошо помню, как все начиналось в 80-ом году.

И вот уже 27 лет подхожу к крыльцу этого родного мне дома, поднимаюсь по мраморным лестницам и медленно иду к любимому месту в школе, к 13-ому кабинету. Кажется, что нет его уютней и родней. Смотрю на пустые парты и вижу много-много лучистых глаз, устремленных на меня, милые улыбки. 25 - много это или мало? Четверть века.… Для истории это мизер. Но для меня …

По моим подсчетам, за это время я выпустила около четырехсот учащихся (14 выпускных классов). Из них 13 человек стали педагогами.

В нашей школе работают пятеро моих учеников, в школе № 3 – двое, в вечерней школе – одна.

В четырех выпускных классах я была классным руководителем. И так приятно бывает, когда идешь по поселку, а тебя приветствуют взрослые уже «дяди» и «тети», а это – всего лишь твои ученики. Да… время идет. И вот уже дети моих ребят сидят все в том же классе и смотрят на того же учителя. Все годы было и радостно, и трудно. В учительской профессии столько проблем! Сколько слез, пролито тайком, а иногда и у всех на виду. Кажется, по капельке уходит здоровье. Иной раз опускаются руки. Но я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту дорогу в жизни: «Сеять разумное, доброе, вечное». Грустно сознавать, что скоро придется уйти из школы. Но, как сказали мне мои ученики, я буду жить вечно. Человек живет на земле, пока о нем помнят. И если в каждом моем выпускнике сохранится хоть капелька моего тепла, и он вспомнит обо мне.… Значит, не зря пришла я в этот мир вечного детского счастья, в мою, ставшую родной и единственной, школу № 2.

 

Пастухова Людмила Петровна,
учитель труда

Все в жизни познается в сравнении. После условий старой школы мой новый кабинет домоводства просто поразил меня. Но воспоминания о том, как начиналась школа, у меня связываются с тем, как однажды в нашу старую школу пришел заместитель директора птицефабрики по капитальному строительству Александр Федорович Глебский, принес с собой на огромном плакате генеральный план поселка и рассказал, где что будет строиться. Показал на плакате и место новой школы. Слушали и не верили, что все так и будет. Вялов С.Т., директор школы, постоянно заводил нас, учителей, рассказывая в ярких красках, какая это будет современная и хорошо оснащенная школа и что туда он возьмет с собой только лучших учителей. И я очень старалась хорошо работать, выполняла любые общественные поручения.

Дней десять в августе 1980-ого трудились не покладая рук. Не только мы, но и родители наших учеников. К 1 сентября школа сверкала чистотой.

А школьная жизнь тех лет оставила в памяти много воспоминаний. Запомнились интересные комсомольские собрания учащихся, работа с ребятами на ЧПФ, учеба в учебно-производственном комбинате. Запомнилось, как некоторые девчонки плакали, что в конкурсе инсценированной песни заняли только второе место. Ведь с таким стремлением готовились занять первое!

А когда мои ребята учились в 10-м классе, посадили “аллею выпускников“. И сегодня тогдашние десятиклассники, у многих из которых уже в нашей школе учатся дети, проходя через школьный двор, говорят: “Это мое дерево!”

 

Софьина Людмила Васильевна,
учитель русского языка и литературы

80-ый год! Сентябрь! Приятно вспомнить! Во-первых, была молода, всего 33 года! Сколько было энергии! Казалось, она никогда не иссякнет. А какое было огромное желание работать творчески! Ведь учительская профессия - творческая профессия.

С появлением новой школы это желание возросло многократно. До 80-ого года в старой школе мне, учителю русского языка и литературы, пришлось работать в должности воспитателя группы продленного дня, что, естественно, меня не устраивало. Хотела даже переехать в другое место, только бы работать по специальности. Но вот наступил 80-ый год, построена новая школа. Да еще рядом с моим домом! С какой любовью мы приводили ее в порядок перед первым сентября! А как я была счастлива, что стала классным руководителем! Мои ребята выпустились из 10 класса в 1987 году. Их я учила с 2-ого по 10-ый классы.

Помню, никогда не считалась со временем. По два-три часа проводила дополнительные занятия, вела предметный кружок. Хотелось всех научить и воспитать образованными, культурными людьми. А сколько различных мероприятий мы проводили с ребятами! Вечера, походы, поездки ... Думаю, мои воспитанники и сейчас иногда вспоминают свою школьную жизнь. А я вспоминаю их! Особенно, когда перебираю старые фотографии. Ася Закирова, Надя Белова, Таня Приори, Римма Мирзагитова - без них ни одно мероприятие не обходилось.

Так что с 80-ым годом у меня связаны самые добрые воспоминания. Он был началом моих самых счастливых лет работы в школе.

 

Рыженкова Инна Евсеевна,
учитель математики

Новую школу ждали с нетерпением. И вот в конце августа 1980 года учителя и ученики пришли, чтобы в будущих классах навести окончательный порядок. Работали с огоньком.

Помню, была восхищена, когда впервые вошла в школу. Конечно, для ныне входящих сюда это может показаться и смешным, но меня поразили полы из цветной мраморной плитки и лестницы из мрамора. Это ж надо, в нашем поселке и такая роскошь! Но больше всего меня порадовал мой кабинет математики: новенькие эпипроектор и графопроектор, проигрыватель, комплект наглядных пособий! А в актовом зале показывались учебные кинофильмы!

Начались занятия, пришла зима, а в школе тепло! После старой школы это для всех был огромный подарок. С новой школой мы получили возможность работать еще лучше. И как работали!

Я думаю, учителя-пенсионеры, часто вспоминают те годы, может быть, и с тоской вспоминают. А мой класс, мне кажется, был самый хороший.

 

Наталья Борисовна Кутишенко,
учитель музыки и МХК

Боже мой, кажется, все было только вчера! Предположения, слухи, суета, волнение ... И все это вокруг новой, строящейся еще школы. Ведь человека всегда немного пугает все новое, а тут еще и новый директор. Кто из нас будет работать в новой школе, как сложится жизнь в новом коллективе?

Все волновало, и особенно – каким будет кабинет музыки, так как особых условий для работы в старой школе не было. Наконец встреча с Л.Ф.Глебским состоялась.

Все было оговорено и решено сразу. Кабинет музыки мне понравился. И Музыкой увлекались все, и даже учителя пели в хоре. Замечательное было время! Работа шла успешно, но я сменила специальность учителя музыки на специальность учителя русского языка, и мне пришлось перейти на работу в школу № 3. Однако со школой № 2 я не расстаюсь и до сих пор, преподаю здесь мировую художественную культуру.

 

Коваленко Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов

10 лет назад, в январе 1997 года, я пришла работать учителем начальных классов в Копейскую среднюю школу № 2. Для меня наша школа это, прежде всего, учителя и ученики.

Мне посчастливилось работать с замечательными учителями, мастерами своего дела: Дрожжиной Людмилой Владимировной, Лоскутовой Валентиной Александровной, Урдабаевой Надеждой Михайловной. Многому я научилась у них, всегда шла к ним за советом. Яркие воспоминания остались у меня от работы с моими первыми учениками в нашей школе. В 2005 году эти ребята окончили 11 класс. Кадигроб Ваня, Бежуманов Алеша и Голубчикова Юля получили серебряные медали.

Со своими выпускниками, учениками 6а класса, я не расстаюсь в своей работе и сейчас. Почти год мы занимаемся краеведением и туризмом. В июне 2006 года успешно выступили на городском туристическом слете. Много радостных минут и волнений принесло нам это мероприятие . Надолго запомнятся и песни у костра, и воздушная переправа, и переправа через болото, и преодоление водной полосы на катамаране, и приз зрительских симпатий за выступление нашей агитбригады.… С турслета мы привезли несколько почетных грамот, множество фотографий, видеозаписи и отличные воспоминания.

 

Бажитова Алевтина Юрьевна,
выпускница
учитель русского языка и литературы

Все мы родом из детства. А большая часть его – это школьные годы. У каждого свои воспоминания об этом времени, но, уверена, у всех они вызывают светлые чувства. Первый звонок…, волнение в глазах родителей и детей, доброта и любовь в глазах первых учителей.

Конечно, главное в школе – учеба, но и после уроков школьная жизнь была всегда замечательной. Это и коммунарские сборы с песнями под гитару вечерами при свечах и трудовые десанты. Скучать не приходилось.

Навсегда осталась в памяти работа в трудовом объединении «Смена». Все было серьезно. Мы ощущали свою востребованность, каждый считал – ты приносишь реальную пользу, ты работаешь рядом со взрослыми людьми. А в награду за труд – поездки во время каникул в разные города СССР. Вообще о моих детских годах в школе у меня самые теплые воспоминания.

Так получилось, что после окончания школы, я вернулась опять сюда же ,в родную школу , но уже в качестве учителя.

Часто меня спрашивают: «А дети сейчас какие? Такие, какими были мы?». По – моему, да! Такие же и озорные, и веселые, и любознательные, и целеустремленные.

Жизнь не стоит на месте, но детство- это всегда самая лучшая пора!

 

Дудникова Людмила Алексеевна,
учитель математики

С удовольствием вспоминаю период нашей школьной жизни, когда мы проводили с ребятами коммунарские сборы (это 1986-1988г). На них царила такая атмосфера творчества!

И все дела действительно были коллективной творческой деятельностью. Ребята это делали с настоящим трудовым энтузиазмом и весело. На подведении итогов надо было в оригинальной форме отчитаться о проделанной работе и здесь мы видели столько искрометных куплетов, инсценировок, стихов! Каждый день мы выполняли какое-нибудь трудовое задание на пользу поселка или птицефабрики. Эти сборы воспитывали в ребятах чувство патриотизма, ответственности, коллективизма и умение общаться. Право на участие в этих сборах получали те, кто успешно учился, поэтому это способствовало и улучшению успеваемости.

А сколько было спето добрых и красивых песен! Даже сейчас, спустя 20 лет, встречаясь с выпускниками, с удовольствием поем эти песни.

 

Бердюгина Оксана Владимировна,
учитель начальных классов

Есть люди, добротой щедры,
И, щедрость без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом людей всех согревая!
К далекой юности направь свой легкий шаг …
Как в детстве хочется пожить всем людям снова!
Учитель! Как волшебник и как маг!
И, словно в музыку, влюблен ты в это слово.

Когда говорят в поселке о нашей школе, то непременно добавляют: «Новая школа». Конечно, по возрасту она уже не молодая, но по духу, по царящей в ней атмосфере она всегда юная. И все же нашей школе уже 27 лет. Это возраст, когда есть что вспомнить, есть что рассказать. Более трех тысяч ребят получили здесь основное и среднее образование.

Вспоминая историю нашей любимой школы № 2, не могу не сказать несколько добрых слов в адрес нашего руководителя Леонида Федоровича. Он человек огромного трудолюбия и оптимизма. Большая эрудиция, постоянное стремление совершенствовать учебно-воспитательный процесс, гуманное отношение к людям помогли ему завоевать авторитет талантливого руководителя не только в пос. Октябрьский, но и городе Копейске. К мнению Леонида Федоровича прислушиваются, к нему идут за советом, зная, что он поможет и поддержит.

За время его руководства укрепилась материально-техническая база школы № 2, выросло методическое мастерство учителей.

И учителя в нашей школе – настоящие профессионалы. Не случайно наши выпускники успешно продолжают свое образование в колледжах и вузах, они получают в нашей школе и глубокие, прочные знания, и подготовку к жизни в новом многомерном социокультурном пространстве. Наши учителя делают для этого все возможное, обеспечивая условия для наиболее полного раскрытия личности каждого школьника.

 

Соломатова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов

С нашей школой связана вся моя жизнь. Здесь я училась и здесь теперь работаю. И думаю, мне повезло. Вспоминая свое школьное детство, в первую очередь вспоминаю свою любимую учительницу Валентину Александровну Лоскутову, ее строгий и в то же время добрый взгляд, ее ласковые слова и справедливые замечания. Она любила детей и не скрывала этого: бывало, пройдет мимо парты и всегда погладит. А это важно. Именно Валентина Александровна дала хороший старт моей школьной жизни. В 1990 году я пришла работать в нашу школу учителем начальных классов. Валентина Александровна стала вновь моим учителем и наставником.Только теперь я училась у нее мастерству педагога.

Нам, нынешнему поколению учителей школы, удивительно повезло, ведь мы начинали работать вместе с нашими ветеранами педагогического труда, отличными учителями: Черневой М.А., Дрожжиной Л.В., Лоскутовой В.А., Урдабаевой Н.М. Именно они учили, помогали и поддерживали меня в первые годы работы.

В памяти учителя навсегда остаются его первые ученики, с которыми начинаешь работать. Так получилось, что, когда я пришла работать в школу, мне дали не первый, а четвертый класс. То есть класс, который уже имел собственный опыт школьной жизни, класс, у которого три года был другой учитель. Даже страшновато было. Как примут меня дети, поймут ли меня родители? Что же было у детей за три года учебы, как они научены учиться и какие имеют знания?

Справиться с волнением и страхом помогали сами дети, они словно чувствовали, что мне было тяжело. Каждым внимательным взглядом, кивком головы они поддерживали меня. Их доверие и поддержка дали мне возможность поверить в свои силы. Мой первый класс и сейчас перед моими глазами: маленькие и большие, вежливые и не очень. Если бы не эти дети - такие наивные, добрые, поддержавшие меня, если бы не мои учителя-наставники, может быть, по-другому сложилась бы моя школьная жизнь.

 

Мотовилова Светлана Станиславовна,
учитель начальных классов

День 1 сентября нового 2006/07 учебного года был для меня юбилейным, потому что в школу № 2 я пришла работать 10 лет назад.

Первые мои ученики в этой школе закончили 11 класс и начали взрослую самостоятельную жизнь. Кажется, совсем недавно прошел праздник « Прощай, начальная школа», а уже стихли звуки вальса на выпускном бале. На смену им придут девятиклассники, часть из которых уже в этом году покинет стены школы.

Нынешние пятиклассники, мои вчерашние малыши, каждый день прибегают в свой бывший класс и делятся успехами и неудачами ,просят совета , предлагают помощь.

74 ученика прошли через мои руки за эти 10 лет. Каждый из них был по-своему неповторим, каждому я отдала частицу своей души, и каждый из них оставил в моей памяти кусочек себя.

Сейчас у меня новые ученики и новые впечатления. В четвертый раз в этой школе я приняла первоклассников. Хочется верить, что они успешно закончат школу и вырастут настоящими людьми.

 

Гореславец Марианна Яковлевна,
учитель биологии

Педагогом можно быть только по призванию. Хотя профессия «учитель» - это не патология, но все равно диагноз, и школа для каждого учителя – его второй дом, ведь мы проводим здесь большую часть своей жизни, поэтому воспоминания о школе можно назвать воспоминаниями о жизни. Здесь все : и радости, и горести, успехи и неудачи твои и твоих учеников. И я своей школой и своей жизнью довольна. На эту тему у меня есть свое стихотворение.

Наша школа …
А что это значит
Для того, кто связал
с ней всю жизнь?
Для кого-то потертый задачник,
формул мир,
на доске чертежи …

Для кого-то в раскрытых тетрадях
100 ошибок теснятся в словах.
И на их исправления глядя,
просто кругом идет голова.
Для кого-то пробирки и колбы,
Запах опытов слаще духов.
И, быть может, из школы ушел бы,
Но тоскует душа без звонков.

И уж дома никак не сидится,
Так и тянет в родной кабинет,
Где листает судьба, как страницы,
Дни счастливых, но хлопотных лет.

Быть учителем – это призванье
И диагноз для многих из нас.
Мы не только несем детям знанья,
Отдаем мы им сердце подчас.